Нашар көретіндерге арналған нұсқа Тіл: 
Денсаулық сақтау басқармасы ақпараттандырады:

Астана 20

Сауалнама

ММ жұмысын қалай бағалайсыз

Өте жақсы - 0%
Жақсы - 0%
Қанағаттандырарлық - 0%
Қанағаттандырарлықсыз - 0%

Total votes: 0
The voting for this poll has ended on: 22 Маус 2015 - 09:59

Жаңалықтар мұрағаты

<< < Мамыр 2015 > >>
Дс Сс Ср Бс Жм Сб Жс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Пайдаланушыларды есепке алу

Бүгін
Кеше
Барлығы
7915
10612
10331133

Akorda.KZ

pic26500

ҚР Президентінің Жолдауы

Басқарма блогы

ЫСҚАҚ Бауыржан Ербозымұлы

Өмірбаяны

Сұрақ қою

Единый медицинский информационный Call-Центр

Call Center

Управление Здравохранение Алматинской области

8 (7282) 41 12 12

3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ПМСП В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

3.1Основные принципы модернизации ПМСП

Для эффективного решения поставленных задач основными принципами модернизации ПМСП являются:

1. Обеспечение всеобщей доступности медицинских и социальных услуг.

Главной задачей ПМСП должно стать удовлетворение потребностей граждан (семей, прикрепленного населения) в медицинских услугах ПМСП, что должно основываться на наблюдении за здоровьем человека в течение всей жизни, с учетом особенностей организма в каждом возрастном периоде, а не только в момент возникновения болезни.

Для этого необходимо перестроить принципы оказания ПМСП от отдельного человека к его семье, путем проведения комплекса профилактических, диагностических, лечебных, реабилитационных мер и долгосрочного ухода преимущественно в условиях, приближенных домашней обстановке, что позволит формировать условия для развития самопомощи и ответственного самолечения в структурах ПМСП в местах проживания пациентов.

Исходя из потребности каждой из 429 семей, прикрепленных к команде ВОП должны составляться индивидуальные карты наблюдения и оздоровления с привлечением профильных специалистов. При этом обязательно должны учитываться особенности каждой возрастной группы.

При этом должна соблюдаться непрерывность наблюдения пациентов в различных организациях здравоохранения с функцией дистанционного наблюдения, когда ВОП координирует деятельность специалистов других профилей по сохранению и улучшению здоровья пациента, обеспечивает адекватность предоставления специализированных медицинских услуг и при необходимости выступает в роли защитника интересов пациентов

Учитывая социальный статус семьи именно ВОП должен выявлять болезни на ранней стадии и направлять на лечение по другим специалистам, вести учет, контроль и статистику. По сути, все профильные службы, включая специализированные должны решать вопросы оздоровления активно помогая ВОП, а не требовать отчеты по своим формам. Источником достоверной информации должна стать команда ВОП и через призму ПМСП должна оцениваться эффективность всех профильных служб. При этом для каждой возрастной группы должен быть создан четкий алгоритм наблюдения и оздоровления.

Скрининговые программы должны быть сокращены до 3-4 обязательных видов по болезням, непосредственно влияющих на смертность населения, остальные носить добровольный характер. При этом прохождение обязательных видов скрининга должно стать нормой для каждого человека. Игнорирование должно означать прохождение медицинского обследования в последующем исключительно на платной основе.

1) охрана детей грудного и раннего возраста:

внедрение принципов и условий оказания эффективной перинатальной помощи и ухода (аудит материнской и перинатальной смертности, разработка и внедрение в практику национальных клинических протоколов и системы направления к специалистам по перинатальной помощи, улучшение регистрации случаев смерти в перинатальный период, грудное вскармливание, стратегии в отношении сексуального и репродуктивного здоровья, профилактика и борьба с инфекциями, передаваемыми половым путем). Для этого каждый специалист ПМСП должен знать эти принципы и строго соблюдать на всех этапах оказания медицинской помощи. Будет внедрен стандарт организации оказания медицинской помощи детям, в зависимости от особенностей детского организма в различные периоды развития;

информирование населения и обеспечение обязательного скринингового обследования детей раннего возраста на выявление врожденных и наследственных патологий. Знание этих основ ранней диагностики должно стать необходимостью для выполнения профессиональных обязанностей на уровне ПМСП для каждого специалиста, для чего по всей стране будет внедрен единый стандарт обучения, с оценкой практических навыков с последующим допуском к работе;

усиление патронажной службы путем перехода от административных мер за не выполнение установленных нормативов кратности обслуживания к дружелюбному, партнерскому отношению с использованием современных средств коммуникаций, личных бесед и оценкой деятельности команды ВОП не через полученные показатели, а через обратную связь непосредственно от каждой семьи, возможностью выбора другого специалиста для ребенка;

проведение иммунопрофилактики, строгое соблюдение правил и сроков вакцинации, проведение активной разъяснительной работы среди населения по вопросам профилактики вакциноуправляемых инфекций;

максимальное уменьшение количества заполняемых отчетов путем внедрения рабочих компьютерных программ и установления удовлетворенность пациента, семьи главным критерием оценки деятельности специалиста ПМСП;

2) улучшение здоровья детей, школьников и подростков:

организация взаимодействия и координация деятельности органов здравоохранения, образования, социальной защиты, труда и занятости в охране здоровья детей и подростков. Подготовка каждого ребенка в школу имея полную картину его здоровья и условий развития с самого рождения. Представление организациям образования всех данных о ребенке и рекомендуемых нагрузках при наличии заболевания, с контролем их соблюдения специалистами школьной медицины;

пропаганда физической активности, планирование времени пребывания в школе при наличии заболеваний препятствующих обучению в полном режиме, контроль за ведением школьными специалистами детей из диспансерной группы;

обучение специалистов школьной медицины и координация их деятельности по проведению школьных программ по санитарной грамотности, психическому и сексуальному здоровью, обмену знаниями между сверстниками и созданию молодежных организаций и профилактике болезней, передаваемых половым путем;

изучение распространенности и факторов риска суицидов среди подростков по медицинским причинам и разработка мер по повышению участия социальных работников, психологов и психиатров в профилактике детского суицида;

разработка обучающих программ по оказанию неотложной медицинской помощи детям школьного возраста (для родителей, педагогов, медицинских работников) в соответствии с внедряемыми симуляционными технологиями;

профилактика школьных абортов, подготовка девочек-подростков к будущему материнству, создание благоприятных условий для их обращения за помощью в первую очередь семейному врачу или доверенному специалисту ПМСП;

представление полной информации о подростке по вопросам годности к службе в армии, активное участие в работе призывных комиссий как главного эксперта и консультанта по оценке здоровья призывника;

3) улучшение здоровья взрослых:

обеспечение возможности выбора в отношении репродуктивной жизни, доступа к половому просвещению, службам планирования семьи и безопасному прерыванию беременности. ВОП должен стать главным советчиком и организатором оказания медицинской помощи, включая консультацию профильных специалистов, госпитализацию в выбранный семьей стационар с соблюдением, при необходимости, полной анонимности;

адекватная социальная защита и охрана здоровья женщин, будущих матерей и молодых семей. Имея данные о каждом члене семьи ВОП должен выполнять роль главного советника по вопросам планирования семьи, особенно в случае наличия у женщины относительных или абсолютных противопоказаний к беременности и родам;

организация своевременных консультаций профильных специалистов во время беременности, обеспечение раннего взятия на учет, своевременной госпитализации и послеродовой реабилитации с обеспечением адекватного ухода за роженицей и ребенком должны стать повседневной, четко организованной работы команды ВОП. Необходимо отойти от карательных мер за допущенные ошибки к системе обучения и допуска к наблюдению за беременными и детьми и, особенно важно, к лечению. Соблюдение общепринятых, четко сформулированных стандартов должно стать главным критерием оценки работы команды;

оценка социального статуса семьи по утвержденной методологии с последующим планом наблюдения, составления индивидуального плана оздоровления каждого ее члена с мониторингом состояния пациента в течение всей жизни, отход от количественных показателей результативности деятельности к персонифицированному учету должны лечь в основу объема необходимых профилактических и оздоровительных мероприятий;

ориентация на нужды населения. Вне зависимости от места проживания, уровня доходов, социального уровня семьи доступ к услугам ПМСП должен быть обеспечен полностью. Личные отношения между членами семьи и командой ВОП должны обрести партнерский уровень и постоянный диалог через все имеющиеся средства коммуникации должны стать повседневной нормой. Любые вопросы получения медицинских услуг должны решаться с участием ВОП, который должен играть главную роль в выборе консультанта, стационара и необходимого специалиста;

по всем жителям участка, имеющим факторы риска возникновения заболеваний (курение, ожирение, алколголизм, условия работы и т.д.) должен вестись учет и проводиться комплексная профилактическая работа, результатом которого должно стать снижение осложнений и уровня госпитализации в стационар. При этом важно установить ответственность самого человека за охрану здоровья, которая должна выражаться в ограничении получения льготного лечения при несоблюдении предписания ВОП, в частности к бесплатным лекарственным средствам на амбулаторном уровне;

4) Улучшение здоровья пожилых людей:

удовлетворение основных потребностей пожилых людей в наблюдении и лечении хронических заболеваний, долговременном уходе и предупреждении инвалидности. Разработка единых стандартов оказания медицинской помощи лицам старше 65 лет, с последующим обучением специалистов ПМСП, возраст человека не должен быть причиной ограничения доступа к медицинским услугам, особенно стационарным;

принятие эффективных мер по содействию здоровому старению: борьба с факторами риска, расширение прав и возможности, создание условий для ведения здорового образа жизни, занятий физической активностью, здоровому питанию;

правильное сочетание медицинских и социальных услуг, обеспечение патронажа и долговременного паллиативного ухода, поддержка ухода, осуществляемого родственниками и друзьями;

внедрение новых моделей координации и интеграции ухода (комплексы медицинской и социальной помощи). Расширение доступа к услугам социальных работников, контакт с ними должен стать повседневной нормой. Особенное внимание должно быть уделено одиноким пожилым людям и их нуждам;

привлечение пациентов в принятие решений, касающихся их собственного лечения и ухода. Повышение уровня санитарной грамотности и навыков самостоятельного ведения болезни, в том числе среди помощников по уходу из числа родственников и других;

включение пожилых людей в план скринингов и периодических медицинских осмотров с последующим оздоровлением;

обеспечение доступа к услугам службы реабилитации на всех уровнях оказания медицинской помощи;

использование с учетом возрастных особенностей телемедицины и дистанционных методов консультирования и оказания ухода (телеуход).

5)    Улучшение здоровья социально уязвимых групп:

обучение медицинских и социальных работников навыкам работы с социально уязвимыми группами населения;

обеспечение максимального охвата и доступа к услугам в области репродуктивного здоровья, профилактическим медицинским услугам, скринингам и консультативно-диагностической помощи;

развитие самостоятельной, автономной сестринской практики;

обеспечение доступа к услугам ПМСП лиц с ограниченными возможностями, индивидуальный учет этих лиц, своевременное консультирование у профильных специалистов должны стать одним из важных направлений деятельности ПМСП;

профилактика, раннее обнаружение признаков инвалидности, своевременное направление на экспертизу, проведение мер по реабилитации и восстановлению трудоспособности ключевой фактор снижения инвалидности. ВОП должен стать главным координатором этой работы, его мнение и направление должны играть основную роль в определении группы инвалидности, проведения курса реабилитации. В целом система оказания услуг лицам с ограниченными возможностями должна трансформироваться из медицинских принципов к социальной модели, где комплексный, межсекторальный подход по созданию комфортных условий инвалидам для интеграции в общество должно стать основной всей политики.

2. Интегрированность ПМСП.

1) интеграция ПМСП с другими медицинскими службами.

главным источником информации и плана проведения медицинских и социальных мероприятий должен стать семейный паспорт участка, который должен объединить ныне существующие паспорта участков педиатра, терапевта и гинеколога. Подробно собранная информация о каждом члене семьи, социальном статусе и возможных рисках возникновения тех или иных заболеваний должны лечь в основу планирования профилактических, диагностических и оздоровительных мероприятий, координатором которых должен стать ВОП;

именно ВОП и его команда должны определять направление на консультацию, процесс постановки диагноза, своевременность и полноту проведенного лечения всеми службами отрасли. Здоровье жителей обслуживаемого участка, обеспечение доступности всех видов медицинской помощи должны стать основополагающим принципом работы ПМСП. В зависимости от каждого конкретного случая в процесс диагностики и лечения незамедлительно должны подключаться профильные специалисты, которых выбирает ВОП для каждого члена семьи своего участка;

направление на стационарное лечение, условия нахождения, выбор специалиста стационара и сроки пребывания должны решаться самим пациентом по согласованию с ВОП. Все эти требования должны быть обязательно указаны в направлении ВОП и соблюдаться неукоснительно стационарным сектором;

при подозрении на инфекционную болезнь, представляющих опасность для окружающих, вызов специалиста ПМСП должен стать сигналом экстренного реагирования для соответствующих профильных служб согласно утвержденным стандартам. Срочность госпитализации, проведение противоэпидемических мер должны проводиться под строгой координацией службы ПМСП;

необоснованные факты отказа в госпитализации, ранней выписки, наличие осложнений после стационарного лечения с повторной госпитализацией должны стать предметом экспертизы компетентных органов по представлению ВОП;

профильные службы (психиатрическая, наркологическая, противотуберкулезная, онкологическая и др.) должны построить свою работу в тесной взаимосвязи с ПМСП. Обеспечение ранней диагностики и своевременности лечения через призму семьи должны лечь в основу работы профильных специалистов. Чувствительные, объективные индикаторы оценки их деятельности регулярно должны передаваться ПМСП в соответствующие организации для выработки управленческих мер. Предотвратимая смерть каждого члена семьи должна рассматриваться как дефект той службы, где она была зафиксирована;

ВОП максимально должен быть освобожден от отчетов в профильные и иные службы кроме официальных форм отчетности, утвержденной уполномоченным органом. При этом статистический учет диспансерных больных, в том числе по социально-значимым заболеваниям должен формироваться на основе данных ВОП, сделанных в разрезе каждой семьи, а не по данным профильных служб. Именно конечный результат проведенного лечения в виде возвращения пациента в семейную среду и восстановление трудоспособности должны стать индикатором качества работы специализированных больниц и диспансеров.

         2) межсекторальная интеграция.

         проблемы здоровья населения невозможно решить силами только медицинской службы и это общепризнанный факт. Имея самую достоверную информацию о социальном статусе семьи, ВОП и его команда должны работать в тесном взаимодействии с другими службам и все вопросы социального благополучия каждой семьи должны решаться через призму их влияния на здоровье человека;

         в отношении лиц с асоциальным поведением будут разработаны совместные меры с участием представителей участковой службы МВД, социальных работников, профильных служб здравоохранения и других заинтересованных местных исполнительных органов. Любая опасность нанесения вреда здоровью и жизни человека должна экстренно пресекаться силами заинтересованных структур, вплоть до изоляции;

         своевременность обмена информацией о проявлениях фактов употребления членами семьи психоактивных веществ должны стать поводом проведения профилактических мер с участием психологов, специалистов профильных служб. Активное их участие в решении возникающих проблем в семье должно стать нормой и индикатором оценки их деятельности;

         особое внимание должно уделяться вопросам охраны здоровья женщин и детей. Профилактические меры по предупреждению нежелательной беременности, сохранение режима наблюдения во время беременности и после родов, исключение факторов воздействия отрицательных факторов в семье на здоровье ребенка, как: недостаточность питания, наличие следов физических наказаний и др. должны стать предметом разбирательства органов по защите прав детей, женщин. Эти меры должны приниматься неукоснительно при представлении этих фактов службой ПМСП;

         особое внимание должно быть так же уделено лицам с ограниченными возможностями, не способными обслуживать себя сами. Обеспечение долгосрочного ухода за ними силами медицинских работников ПМСП, социальной службы должны предупредить возникновение осложнений и по каждому такому пациенту должен быть разработан совместный план наблюдения и ведения в соответствии с утвержденным стандартом.

3. Организованность ПМСП.

1) совершенствование сети ПМСП.

существующая сеть медицинских организаций ПМСП, утвержденная постановлением Правительства регулярно пересматривается в  силу ее не соответствия требованиям населения и это вполне обоснованно, поскольку разность уровня жизни в городе и на селе, специфики климатических, демографических условий регионов республики не позволяют принимать единое решение, отвечающее требованиям всех регионов. Поэтому для обеспечения максимальной доступности услуг ПМСП сеть должна быть гибкой, учитывающей особенности каждого населенного пункта. В зависимости от возможности его дальнейшего развития должны планироваться строительство новых объектов с адекватным кадровым потенциалом, учитывающим демографическую особенность;

в населенных пунктах без перспективы развития доступность медицинской помощи должна обеспечиваться силами обученного среднего медперсонала, наделенных большими полномочиями, чем в других структурах отрасли;

типовые проекты медицинских организаций ПМСП должны учитывать социальную направленность службы, обеспечивая непрерывность оказания услуг от диагностики до реабилитации;

каждый специалист ПМСП должен иметь необходимое количество медицинского оборудования для качественного выполнения обязанностей. Широко должна быть использована возможности теле-медицины и смарт-медицины для проведения дистанционного наблюдения, консультации и диагностики;

доступ в интернет, использование современных средств коммуникаций должны стать нормой для ВОП и его команды. Связь ВОП с отдаленными медицинскими пунктами, фельдшерскими и фельдшерскими-акушерскими пунктами должна осуществляться на современном уровне;

в работе ВОП активно должны участвовать волонтеры из числа пациентоориентированных НПО, в тех населенных пунктах, где нет необходимости содержания медицинского работника, с помощью НПО должны работать обученные волонтеры, проводящие простые манипуляции по контролю за состоянием здоровья жителей населенного пункта;

доставка пациента из отдаленных населенных пунктов, проведение обследования и лечения должны осуществляться строго в соответствии с утвержденными стандартами;

количество работников в объектах ПМСП должно соответствовать не только численности населения, но и демографическим особенностям, климато-географическим условиям населенного пункта и зависеть от подушевого норматива, который должен учитывать эти особенности;

в сельской местности должны быть созданы и развиты сети медико-социальных организаций/подразделений для проведения реабилитационного и восстановительного лечения, паллиативного и сестринского ухода, оснащенных современным оборудованием и работающих в круглосуточном режиме, путем преобразования сельских больниц. Протоколы диагностики и лечения сельских жителей должны быть адаптированы под их нужды. В районном и областном центрах должны быть созданы условия их проживания в период прохождения обследования, должен действовать стандарт оказания услуг по принципу «здесь и сейчас» без волокиты и бюрократизации отношений. Лечебный процесс должен учитывать специфику жизни на селе, при отсутствии условий для полного восстановления сроки пребывания пациентов в стационаре должны быть увеличены;

         активно должны использоваться возможности транспортной медицины, координатором и заказчиком услуг которых должна быть АПО;

         2) совершенствование кадровой политики.

         главным звеном ПМСП должен стать ВОП, обладающий знаниями и навыками по организации оказания помощи при наиболее распространенных болезнях по всем возрастным группам, с командой, состоящей из квалифицированных средних медицинских, социальных работников и других специалистов, необходимых для удовлетворения нужд прикрепленного населения;

         система обучения и подготовки ВОП должна быть полностью адаптирована международным стандартам. Систематическое повышение квалификации на протяжении всей деятельности ВОП должно стать основой профессионального роста специалиста;

внедрение учебных программ (без отрыва и с отрывом от работы), нацеленных на получение практических навыков до уровня ВОП высокоразвитых стран, где ВОП является единственным клиническим специалистом, работающим на девяти уровнях оказания помощи: профилактика, предсимптоматическая диагностика заболевания, ранняя диагностика, диагностика установленного заболевания, ведение заболевания, ведение осложнений заболевания, реабилитация, помощь при терминальных состояниях и консультирование;

         обучение среднего медицинского персонала должно (далее - СМР) проводиться с учетом приоритетности ПМСП, его многофункциональности и универсальности. Учебные программы должны соответствовать этим требованиям, для чего оценка программ обучения специалистов ПМСП должна проводиться на регулярной основе. При несоответствии выпускников медицинских ВУЗов и колледжей утвержденным требованиям они не должны допускаться к практической деятельности;

         деятельность ПМСП требует от СМР большей самостоятельности, чем в других секторах здравоохранения, поэтому система их подготовки полностью должна соответствовать международным стандартам. Около 25% функций врача должны быть переданы подготовленному СМР, наделенному функциями самостоятельного наблюдения за пациентами, обслуживания вызовов на дому, выписки рецептов, проведения перевязок, ухода и др.

         будут разработаны новые стандарты обучения СМР, проведена аккредитация всех медицинских колледжей с приведением их в соответствие с установленными нормами, усилена роль республиканского медицинского колледжа, как главного центра по обучению СМР по международным стандартам, повысятся требования к квалификационным характеристикам СМР, будут созданы новые условия для карьерного роста СМР.

 3.2. Основные направления модернизации ПМСП в Республике Казахстан

 3.2.1 Финансовая устойчивость ПМСП

1. Обеспечение совершенствования модели финансирования ПМСП на основе подушевого норматива с использованием механизма стимулирования основных профильных специалистов амбулаторно-поликлинической помощи и стационаров должно стать основой финансовой устойчивости ПМСП и мерой, кардинально меняющей взаимоотношений в рынке оказания медицинских услуг.

Основные преимущества применения подушевого норматива:

−    медицинские работники заинтересованы в улучшении здоровья прикрепленного населения путем проведения активной профилактической работы по предупреждению возникновения болезней и их осложнений;

−    расходы заранее планируемы и зависят от результатов труда;

−    специалисты ПМСП заинтересованы в рациональном расходовании средств на всех этапах оказания медицинской помощи и контролируют весь этап лечения от диагностики до реабилитации.

Подушевой норматив должен быть рассчитан с учетом всех затрат здравоохранения на каждого жителя и должен быть аккумулирован у Единого плательщика медицинских услуг (Комитет по оплате медицинских услуг или Фонд медицинского страхования) как базовое финансирование здравоохранения и распределен на каждую поликлинику и самостоятельный центр ПМСП.

Сумма, оставшаяся после вычетов затрат на лечение стационарных больных и обслуживание неотложных вызовов скорой помощью должна являться заработанными средствами АПО, в которой должны быть установлены прозрачные и четкие правила доведения этих средств до каждого специалиста поликлиники, в зависимости от достигнутого результата.

2. Взаиморасчеты между ПМСП и профильными службами.

АПО должна рассматриваться как единый комплекс по оказанию пациенту всего спектра амбулаторных услуг, в зависимости от спроса.

Необходимо отойти от практики удержания средств на уровне специалистов ПМСП и создать условия их командной работы по максимальному удержанию пациента на уровне АПО.

Анализ показывает, что около 20% стационарных коек все еще заполняются больными не нуждающимися в круглосуточном лечении и 10% плановых больных возможно пролечить в условиях АПО.

Переток этих денег из стационарного сектора в АПО должен стать источником дохода профильных специалистов амбулаторного звена.

Подушевой норматив, наполненный адекватными средствами должен стать стимулом для развития частной практики как ВОП, так и профильных специалистов. Для этого каждое направление ВОП к профильному специалисту (при его отсутствии в АПО) должно адекватно возмещаться Единым плательщиком. В любом случае источником получения базовых средств должно быть количество прикрепленного к ВОП населения.

3. Взаиморасчеты между АПО и стационаром.

Экономические стимулы, впоследствии должны привести к тому, что ПМСП будет нацелена на раннее выявление болезней и своевременное лечение, поскольку это гораздо дешевле, чем стоимость услуг стационара по лечению экстренного пациента с осложнениями хронической болезни.

При этом объем, сроки и стоимость лечения должны контролироваться ПМСП и АПО. Базовое финансирование ПМСП должно максимально сократить сроки пребывания больного на койке и активизировать стационарозамещающие технологии.

Не исключается, что стационар возьмет на себя роль главного поставщика консультативно-диагностических услуг как в европейских странах. В этих условиях выбор пациента и ВОП будет играть решающую роль в распределении средств подушевого норматива.

Однако все эти изменения должны происходить эволюционным путем, во избежание тех осложнений, которые наблюдались в других странах. Для этого должна быть установлена жесткая система контроля, где каждый дефект в оказании медицинской помощи со стороны АПО, ПМСП и стационара должен фиксироваться контролирующим органом и по ним должны приниматься адекватные меры реагирования.

4. Взаимоотношения между АПО и скорой помощью.

Одной из главных проблем в работе службы скорой помощи являются вызовы скорой помощи хронически больных, что входит в разряд необоснованных. Особенно это ощущается в ночное время, воскресные и праздничные дни. Этот вопрос обсуждается много лет и не находит своего решения.

Базовое финансирование ПМСП с распределением ресурсов другим службам позволит скорой помощи зарабатывать на этих вызовах дополнительные средства, путем взаиморасчетов с ПМСП. Опыт пилотных проектов показывает, что при внедрении данного механизма ПМСП резко активизируется и количество необоснованных вызовов резко сокращается.

Этот механизм будет основным элементов взаимоотношений между ПМСП и скорой помощью.

5. Изменение оплаты труда.

Поэтапный переход к организации ПМСП на основе семейной медицины предполагает внедрение лицензирования практики врачей амбулаторного уровня в соответствии с международными стандартами, стимулирование частной практики семейных врачей (самостоятельной и групповой) и превращение каждого территориального участка ПМСП в самостоятельную структурную единицу, в том числе составе амбулаторно-поликлинической организации.

Необходимо перейти от почасовой оплаты труда врачей к сдельной, что позволит им зарабатывать в зависимости от профессионального уровня, достигнутых результатов и спроса населения на его услуги.

Повышение заработной платы медицинских работников ПМСП должно происходить на основе создания действенной системы дифференцированной оплаты труда, ориентированной на конкретный результат;

Будет создана система повсеместной социальной поддержки работников ПМСП, пересмотрен состав и величины социальных пакетов для специалистов сельского здравоохранения, экологически неблагоприятных регионов (жилье, поправочные коэффициенты, льготы при оплате коммунальных услуг, места в детских садах, бесплатные/льготные путевки в санатории, дома отдыха, первоочередное медицинское обслуживание на любом уровне и т.д.) в целях закрепления молодых специалистов.

Указные меры должны стать условием привлечения в ПМСП молодых специалистов, квалифицированных кадров из городского здравоохранения, стимулирования трудовой миграции специалистов ПМСП из ближнего и дальнего зарубежья.

 

3.2.2 Совершенствование амбулаторного лекарственного обеспечения

Одним из важных компонентов развития амбулаторной службы является лекарственное обеспечение. Высокий уровень госпитализации в стационар зачастую объясняется наличием там бесплатных медикаментов, в условиях их физической и экономической недоступности на уровне ПМСП. Без обеспечения населения качественными и доступными лекарственными средствами достичь улучшения показателей здоровья на уровне ПМСП будет очень сложно.

1) Совершенствование лекарственной политики:

будет пересмотрена и изменена система закупа лекарственных средств, произойдет переход от системы централизованного закупа лекарственных средств к модели долгосрочных договоров на основе стандартов и контроля цен на лекарственные средства;

внедрены модернизированные системы лекарственного снабжения, на основе информационного сопровождения и выписки электронных рецептов;

будут приняты меры по:

регулированию коммерческого продвижения лекарств, переходу на использование лекарств, с доказанной эффективностью и имеющих стандарт надлежащей практики;

рациональному отбору и использованию лекарств, открытой ценовой политике лекарственного обеспечения на основе национального формуляра;

актуализации перечня лекарственных средств и категорий лиц, получающих их бесплатное лекарственное обеспечение в соответствии с потребностью. Льготные лекарственные средства должны получать в первую очередь социально-уязвимые категории населения и лица находящиеся на диспансерном учете у ВОП, строго соблюдающие режим и кратность лечения;

поэтапное введение полного бесплатного рецептурного отпуска лекарственных средств на амбулаторном уровне. При этом данная система должна быть взаимоувязана с программой всеобщей декларации доходов граждан. Для обеспеченных слоев населения будет внедрена система сооплаты при получении лекарственного средства;

2) для улучшения лекарственного обеспечения жителей сельской местности необходимо наладить продажу лекарственных средств в сельских медицинских организациях и кабинетах ВОП, в летнее время – в передвижных медицинских пунктах (далее – ПМК) для чего будет:

утвержден перечень медицинских организаций и их обособленных подразделений, расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации;

утвержден перечень лекарственных препаратов, продажа которых может осуществляться в медицинских организациях;

оборудованы места для отпуска, продажи и хранения лекарств (с обеспечением необходимого оборудования для хранения лекарств, в том числе лекарственных препаратов, требующих особых условий хранения (холодильное оборудование, металлические шкафы);

проведена процедура лицензирования на фармацевтическую деятельность;

организована своевременная доставка лекарственных препаратов и внутренняя система контроля за реализацией лекарственных препаратов;

обеспечено обучение специалистов розничной торговле.

ужесточен рецептурный отпуск лекарственных средств, внедрен фарминспекторат;

3) внедрена система регистрации и мониторинга отзывов о применении лекарственных препаратов, финансовое стимулирование и проведение оценки исходов лечения.

 3.3 ПЕРИОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Обязательным условием качественной реализации настоящей Концепции являются:

1. Адекватное финансирование ПМСП, не ниже уровня стран ОЭСР в % соотношении.

2. Изменение принципов финансирования ПМСП, определив его базовым потребителем финансов.

3. Надежное информационное сопровождение, наличие простых IT программ, позволяющих вести мониторинг всех процессов реализации Концепции.

Учитывая масштабность предстоящих преобразований реализация Концепции будет проведена поэтапно.

         На первом (переходном) этапе (2016-2020 годы) планируется заложить правовые основы и обеспечить реализацию первоочередных мер модернизации ПМСП:

1) расширение спектра услуг и превращение ПМСП в приоритетное звено системы здравоохранения;

2) модернизация структуры ПМСП;

3) интеграция ПМСП с другими уровнями системы здравоохранения и повышение эффективности оказания медицинских услуг;

4) развитие профилактического направления, как центрального звена системы ПМСП;

5) совершенствование системы амбулаторного лекарственного обеспечения;

6) совершенствование системы подготовки кадров ПМСП;

7) совершенствование информационных систем амбулаторного уровня, телемедицины, пилотное внедрение смарт-медицины.

На втором этапе (2021-2030 годы) планируется реализация долгосрочных задач развития ПМСП, направленных на улучшение и сопоставимость индикаторов здоровья с уровнем 30-ти наиболее развитых стран мира:

1) полномасштабная организация ПМСП на принципах семейной медицины;

2) развитие рынка медицинских услуг на уровне ПМСП;

3) повышение эффективности оказания медицинских услуг в ПМСП;

4) укрепление ПМСП, как основной координирующей структуры здравоохранения;

5) внедрение безбумажных технологий, смарт-медицины, системы дистанционного наблюдения;

6) создание единой, финансово обеспеченной амбулаторно-поликлинической службы, отвечающей требованиям и нуждам населения.

Система Orphus